Top.Mail.Ru
Театр.Продюсеры.Цифра
Место: на 1 этаже ВЭБ Центра (Новинский бул., 31)
Даты: 7 декабря -   14 января 2026 года ежедневно с 10:00 до 22:00
Вход свободный
Выставка «Театр.Продюсеры.Цифра.» — это попытка проследить становление профессии продюсера, начиная от учреждения профессионального театра в Российской империи до наших дней. Это эксперимент на стыке театра, истории и цифрового искусства, инициированный основателями ВФТМ и VozDooh (Музея цифрового искусства).

Учитель многих современных театральных продюсеров Геннадий Григорьевич Дадамян в своей статье «Театр одного продюсера», написанной для журнала «Отечественные записки» в 2005 году, очень точно отметил, что в исторической перспективе «облик российского театра зависел, прежде всего, от того, кто из участников театрального процесса (государство, частные лица, общественные организации, сами творцы) брали на себя ответственность и риски продюсера».
 
Идея проекта — показать великих исторических театральных деятелей, которых сегодня мы можем назвать продюсерами того времени, через призму актуального художественного языка. С помощью цифровых технологий и современного искусства художники рассказывают о легендарных реформаторах русского театра.  

Ключевой принцип проекта — работа в творческих тандемах. Мультимедиа-художник и театральный художник-сценограф, которые объединились в пары для создания совместного произведения, посвященного одному из исторических деятелей. Итогом лаборатории стали гибридные арт-объекты, сочетающие цифровые произведения с физическими объектами. Такой подход, с одной стороны, символизирует диалог эпох и художественных дисциплин, а с другой — является манифестом, призывающим смелее использовать современные технологии в театральном искусстве. 

«Театр. Продюсеры. Цифра» выйдет и за пределы экспозиционного зала. В рамках VozDooh, музея цифрового искусства на медиафасаде, работы цифровых художников, участвующих в проекте, с 7 по 14 декабря 2025 года, а также с 7 по 14 января 2026 года будут показаны на пяти медиафасадах RGB Graphics. Таким образом, широкая аудитория жителей и гостей столицы через творчество цифровых художников познакомится ближе с легендарными реформаторами и продюсерами русского театра.

Немного истории:
XVI век является отправной точкой, когда начинает формироваться и развиваться театр в России, именно тогда появляются «Потешные палаты» для монаршего увеселения, позднее в XVII веке появляется первый царский театр при дворе Алексея Михайловича, а в начале XVIII века начинает функционировать первый театр в Москве, учрежденный Петром I.
Однако первый официально назначенный директор российского театра появится лишь в середине XVIII века, в 1756 году, когда указом Императрицы Елизаветы Петровны учрежден «русский для представления трагедий и комедий театр», а «дирекция того Русскаго театра поручается <…> бригадиру Александру Сумарокову».

Именно с Сумарокова художники начали свой путь знакомства с театральными деятелями — продюсерами разных эпох и времени.  
Александр Петрович Сумароков
Сумароков - первый, кто понял, что для возникновения русского театра, нужна русская драматургия. Стал первым русским драматургом и продюсером своих сочинений, пролоббировав показ спектакля по своей пьесе у Императрицы Елизаветы Петровны. Как итог – Александр Петрович Сумароков стал первым директором в истории театрального дела в России, о чем свидетельствует Именной Высочайший Указ, данный Сенату «Об учреждении Русского театра»: «…Дирекция того Русского театра поручается от Нас бригадиру Александру Сумарокову…». В его подчинение отдали труппу Федора Волкова и обучающихся в Кадетском корпусе певчих.

Данный указ, с одной стороны – это признание заслуг Сумарокова в области управления театром и оказанное доверие, а с другой стороны-  российский театр, получая финансирования напрямую из Штатс-конторы и подчиняясь непосредственно Сумарокову, был отделен от придворных иностранных трупп, которые подчинялись Придворной конторе. Таким образом, получилось, что Елизавета Петровна подписала указ о создании театра, не имевшего государственного статуса. Для всего окружения театр Сумарокова, не входивший в придворное ведомство, воспринимался как очередной частный театр, хотя Александр Петрович видел в нем государственный национальный театр России. Как истинный продюсер, продвигая свою идею, Сумароков добился необходимого статуса для Российского театра и 6 января 1759 года Елизавета Петровна подписала соответствующий Приказ Придворной конторе.

Работа «Демиург таланта»

Медиахудожник: Антон Копоть

Театральный художник: Воротникова Влада

Михаил (Майкл) Медокс
Михаил Медокс приехал в Россию в 60-е годы XVIII столетия в качестве антрепренёра. Историки пишут, что будучи «фигляром», «артистом циркового жанра», «эквилибристом» и «фокусником», Медокс был отличным механиком, что в последствии отразилось в построенном на собственные средства грандиозном театральном здании – Петровском театре. Сегодня на этом месте стоит Большой театр России. 30 декабря 1780 года (10 января 1781 г.) открылся Петровский театр - первый постоянный публичный театр старой столицы. До 1789 года Медокс единолично управлял театром, который затем перешел в ведение Московского Опекунского совета. Во главе театра была учреждена коллегиальная дирекция, а Медокс в свою очередь стал одним из его директоров. Трагедия 1805 года – пожар – уничтожил театральное здание, а в 1806 году бывшая труппа Петровского театра перешла в ведение Дирекции Императорских театров. С 1820 по 1825 гг. на месте театра Медокса по проекту архитектора О. Бове было воздвигнуто современное здание – Большой Петровский театр, открытие которого состоялось 18 января 1825 года.

«Who is Mr. Maddox»

Медиахудожник: Петр Смирнов

Театральный художник: Глеб Ефимов

Анна Алексеевна Бренко
«Первая хозяйка русского частного театра»

Анна Бренко, была актрисой Императорского Малого театра, еще до официальной отмены монополии создает свой театр, о котором 10 января 1880 года «Русские ведомости» напишут, как о появлении в Москве первого публичного частного театра. Владимир Иванович Немирович-Данченко, будучи студентом Московского университета, сразу обратил внимание на театр Бренко, выпускал статьи о постановках, анализировал их успехи и неудачи. Театр назвали Пушкинским, так как новое здание расположилось близ памятника великого русского поэта и писателя. Управление нового театра всецело было сосредоточено в руках самих артистов, что стало абсолютным новшеством того времени.

Заслуга Анны Бренко больше, чем просто в создании нового театра на карте Москвы. Как пишет Е.И. Стрельцова в своей книге «Частный театр в России»: «Одна из страниц отмены театральной монополии «снизу» - сюжет «хождения по мукам» просительницы Бренко». Доподлинно известно, что Анна Бренко писала прошения на имя Государя с тем, чтобы легализовать положение своего Пушкинского театра и ей это удалось. Именно Бренко «создала прецедент для образования последней комиссии, которая отменила монополию».

«Прорыв»

Медиахудожник: Миша Надымов {Цифровой сказитель}

Театральный художник: Ирина Бабкина

Федор Адамович Корш
Театральная деятельность Федора Адамовича Корша неразрывно связана с именем Анны Бренко. Корш видел весь непростой путь Бренко в борьбе с монополией. К несчастью, первый частный театр – Пушкинский театр – начал разваливать присущий антрепризе признак – аренда. Сборы от спектаклей не имеют возможности расти также стремительно, как арендная плата за помещение. Корш стоял перед серьезным выбором: помочь Бренко или «купить» ее дело жизни. Выбор был отдан в пользу второго. Конечно же, это был скандал, но сейчас, по прошествии времени, становится очевидно, что продюсерская хватка Корша позволила ему развить начинания Бренко. Корш был первым в истории, кто определил театр как «театральное предприятие», он выработал свою систему управления (товарищество на вере), отказался от типовых договоров с артистами и аренды помещений, выстроив для своего предприятия специальное театральное здание, ввел четкую стратегию при формировании и планировании репертуара, уделял внимание образованию и развитию своей труппы, которую впоследствии назовут «коршевской семьей». 

«Театральный конвейер Федора Корша»

Медиахудожник: Алексей Былинский

Савва Иванович Мамонтов
Помимо того, что Савва Иванович Мамонтов вписал свое имя в историю России как меценат и предприниматель, занимающийся строительством железных дорог, для театрального дела его вклад неоценим как создателя Абрамцевского кружка и Частного оперного театра.
Мамонтов - человек, который по-другому посмотрел на профессию театрального художника, можно сказать, создал с нуля профессию сценографа. Именно у Саввы Ивановича такие художники как Репин, Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Врубель начинают писать декорации к спектаклям, становясь сорежиссерами постановок.

Мамонтов, как режиссер, рассказывает своим артистам об опере, истории создания, интерпретации образов. Неудивительно, что названный В.И. Немировичем-Данченко «застольный период» появится в дальнейшем в Московском художественном театре, ведь Константин Алексеев будучи частью Абрамцевского кружка активно участвовал в постановках Мамонтова.

Савва Мамантов как истинный продюсер обладал чутьем на талант. Неизвестно как сложился бы творческий путь Федора Шаляпина, если бы не Мамонтов. По сути Мамантов стал первым продюсером Шаляпина, он «выкупил» артиста (заплатил неустойку Мариинскому театру), чтобы переманить певца, который с 1896 года стал артистом Московской частной оперы. Важная деталь, что когда Мамонтов обратил внимание на Шаляпина, он обратил внимание на потерявшего веру в себя десятого баса, которым являлся Федор Иванович в Мариинском театре. Шаляпин был неуверенным, не умеющим держаться на сцене, артистом, впадающим в гротеск, но чутье Мамонтова его не подвело. Савва Иванович сумел раскрыть талант и впоследствии уже Дирекция Императорских театров во главе с Теляковским «перекупала» Шаляпина у Мамонтова для службы в Большом театре.

«Савва Великолепный»

Медиахудожник: Саакян Мария

Театральный художник: Наталья Кранкова

Константин Сергеевич Станиславский
и Владимир Иванович Немирович-Данченко
Театральные революционеры, задолго до революции.

Новаторы своего времени во всем, создатели нового режиссерского и управленческого подхода.
Наблюдая за опытом своих коллег, Станиславский и Немирович-Данченко смогли интегрировать в свое начинание лучшее, развить это до космических масштабов, создав знаковый для всех времен театр.

Сформировали критерии формирования репертуара, ввели в практику перспективное и краткосрочное планирование, экспериментировали с организационно-правовой формой, ища наиболее подходящий и финансово-выгодный для театра вариант, создавали шедевры и всегда продолжали творческий поиск-эксперимент.

«Дыхание»  

Медиахудожник: Никита Колбовский

Театральный художник: Мальцева Дарья

Владимир Аркадьевич Теляковский
Владимир Теляковский – несмотря на то, что он является последним Директором Императорских театров, в своей управленческой стратегии он во многом стал первым.

В конце XIX века Теляковский был назначен в 1898 году управляющим Московской конторы Дирекции Императорских театров, в подчинении которой находились Большой, Малый и Новый театры. Зарекомендовав себя как отличного управленца и дипломата, Теляковский был назначен главой Дирекцией Императорских театров в 1901 году.

Перед Владимиром Аркадьевичем стояла непростая задача – реформировать Императорский театр. В то время, как Московский художественный театр экспериментирует, развивает режиссерский театр и имеет небывалый успех у публики, императорская сцена пребывает в застое и никак не развивается.

Неоспоримыми победами Теляковского можно назвать реформирование и обновление репертуара театров,  возвращение Шаляпина на Императорскую сцену, назначение Всеволода Мейерхольда в Александринский театр, чьи спектакли в дальнейшем вошли в историю.

«Теляковский: архитектор русской сцены»

Медиахудожник: Анастасия Шикина (ASHI)

Театральный художник: Анна Сорокваша

Сергей Павлович Дягилев
Дягилева не просто так называют «великим импресарио». Обучаясь одновременно в Санкт-Петербурге на юридическом факультете и в консерватории под руководством великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, Дягилев в дальнейшем не только погрузился в художественную и творческую жизнь, но и сумел раскрыть свой потенциал как талантливого организатора. Как и Савва Мамонтов, Дягилев начинал свою работу с современными художниками, устраивая их выставки и демонстрируя публике новое искусство. 
Русские сезоны в Париже начались с выставки «Два века русской живописи и скульптуры». Позднее программа расширилась серией концертов, операми и балетами.  Русский балет – проект Дягилева в рамках Русских сезонов – смог познакомить зарубежную публику с плеядой великих русских театральных деятелей того времени. Это художники, работавшие над постановками – Бакст, Бенуа, Рерих, Головин; это и хореограф Михаил Фокин; это и композиторы, такие как, учитель Дягилева – Николай Андреевич Римский-Корсаков и Игорь Стравинский. Отдельного упоминания заслуживает  сотрудничество Дягилева с Пабло Пикассо, Хуаном Миро и Коко Шанель в рамках Русских сезонов.
Одна из главных заслуг Сергея Павловича заключалась в том, что он сумел продемонстрировать зарубежной публике культурное наследие и богатство России и вписать его в мировую художественную историю.

«Множественность Дягилева»

Медиахудожники: Дуэт DIMITRIEV&YANAK: Димитрий Димитриев и Елизавета Янак

Театральный художник: Устименко Елена

Анатолий Васильевич Луначарский
Анатолий Луначарский  - первый Нарком просвещения РСФСР.

В 1917 году, после революции, был создан новый государственный орган, которому предстояло взять на себя ответственность по управлению и организации театрального процесса в России -  Народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым Наркомпросом был назначен Анатолий Васильевич Луначарский — именно он сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков.

Государственный аппарат 1917-го года только начинал свое становление и формирование, в этой связи единственным верным решением со стороны Луначарского было замкнуть все вопросы, связанные с театром, на себе единолично. Анатолий Васильевич с таким усердием защищал интересы, подведомственных ему учреждений, что председатель Совнаркома Владимир Ильич Ленин указал ему на недопустимость его приоритетов: Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте".

В своей управленческой стратегии Луначарский, несмотря на все возникающие сложности,  придерживался линии установления конструктивного диалога между властью и театрами, и всегда старался услышать вторых.

 «Переглядки»

Медиахудожник: Титова Валерия

Театральный художник: Алексей Говязин

Наталия Ильинична Сац
Основала первый в мире театр для детей, когда ей самой было 15 лет.
Московский театр для детей, Центральный детский, Первый ТЮЗ Казахстана обязаны Наталии Ильиничне Сац своим рождением.

Сац ввела практику общения со зрителем перед началом спектакля, занималась изучением поведения детской аудитории во время театрального действия, проводила анкетирование юных зрителей, собирала обратную связь, создала и ввела в работу детских театров педагогический отдел, который проводил занятия, рассказывал про театр и обсуждал спектакли с детьми.

«Конверты с мечтами: история детского театра»

Медиахудожник: Асила Мартинес (Malisarta)

Театральный художник: Анна Старцева (Maurice Stars)

Екатерина Алексеевна Фурцева
«Что бы про меня ни говорили, я умру министром»


Екатерина Фурцева – первая и единственная женщина-министр культуры СССР. Ее называли как «ткачихой» , так и «Екатериной Великой». Незаурядная и неоднозначная она травила Бориса Пастернака, но полюбила Олега Ефремова;

не дала разрешение The Beatles и The Rolling Stones на гастроли в СССР, но развивала международное сотрудничество. Благодаря Фурцевой был подписан документ о сотрудничестве между Большим театром и Ла Скала об обменных гастролях, а советские артисты получили возможность стажироваться в Италии. «У неё была страсть к масштабным проектам, – говорила Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина. – Вывезла шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев в Японию без страховки, под личную ответственность – она умела рисковать». Именно благодаря Фурцевой Москва смогла увидеть знаменитую «Мона Лизу».

Екатерина Фурцева запрещала постановки, но строила и открывала театры.
«Она любила свое дело, любила артистов. Многим она помогла стать тем, кем они стали. Но почему-то сейчас считается чуть ли не за доблесть бросать одни лишь упреки в ее адрес. Мне представляется это недостойным. Да, она была частью той системы, но, в отличие от многих, работала в ней со знанием порученного ей дела.» - Муслим Магомаев.

 «Красной нитью»

Медиахудожник: Егошина Юлия

Театральный художник: Антон Бахтин

Организаторы и партнеры проекта
ространство развития, где собраны сервисы для развития бизнеса, личности и инноваций. После масштабного обновления ВЭБ Центр стал местом, где встречаются бизнес, культура и городская энергия. Здесь можно работать, развиваться, отдыхать и наслаждаться ритмом столицы, не выходя из здания.
совместный проект SAS Metagallery и RGB Graphics, в рамках которого огромные городские экраны превращаются в выставочные пространства. Жители и гости столицы встречаются с цифровым искусством непринужденно, вне стен галерей, прямо на улицах города. Для цифровых художников это возможность широко и эффектно представить своё творчество перед большой аудиторией.
алгоритмы искусственного интеллекта раскрывают детали и тончайшие нюансы цвета, света и фактуры, позволяя зрителю прикоснуться к авторскому замыслу во всей его выразительности.