29 мая
Клубы по интересам
В этот день мы предложим всем разделиться на малые группы и в самых разных форматах проработать специальные темы.

Директорский бранч
10.00—13.00

Арт-кафе театра Вахтангова
Арбат, 24
1. Тренинг-практикум «Работа в команде»
12.00
Московский детский театр теней

(Измайловский б-р, 60/10)
Кураторы — Игорь Савельев / Инна Топорова
2. Тренинг-практикум «Работа со спонсорами. фишки и лайфхаки, кейсы и грабли»
13.00
Культурный центр ЗИЛ

(Восточная ул., 4, к. 1)
Куратор — Евгения Карпанина
3. Тренинг «Грантрайтинг»
12.00
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

(ул. Бахрушина, 31/12 каретный сарай)
Куратор — Наталья Ермаченко


4. «Теоретические исследования»
12.00
Школа-студия МХАТ
(Камергерский переулок, 3А, стр. 2)
Куратор — Александр Фокин


Блок «Новые подходы в изучении финансирования театров России»
12:10-12:40
12:10-12:40
Концепция совокупного дохода театров
Рубинштейн Александр Яковлевич (Москва), руководитель научного направления «Теоретическая экономика» Института экономики РАН, руководитель Сектора экономики и социологии искусства ГИИ, профессор кафедры экономики искусства и культурной политики ГИИ.
12:40-13:10
12:40-13:10
Анализ совокупного дохода и бюджетной субсидии театров региона РФ
Славинская Ольга Александровна (Москва), преподаватель кафедры экономики искусства и культурной политики продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (с 2018).
13:10-13:40
13:10-13:40
Дополнительные источники финансирования театральной деятельности в России: проблемы и потенциал развития
Хаунина Екатерина Андреевна (Москва), заведующая кафедрой экономики искусства и культурной политики продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (с 2019).
13:40-14:10
13:40-14:10
Театральный потенциал регионов России: модель композитных факторов
Бураков Никита Александрович (Москва), преподаватель курсов «Экономика культуры» и «Математика» в Школе-студии МХАТ (с 2018), эксперт Центра креативной экономики НИУ ВШЭ (с 2019). Младший научный сотрудник Центра экономической теории социального сектора Института экономики РАН (с 2014), научный сотрудник Центра экономики культуры и искусства ГИИ (с 2016).
14:10-14:40
14:10-14:40
Вопросы и ответы, обсуждение
14:40-15:30
14:40-15:30
Перерыв


Блок «Вопросы стратегического планирования театральной деятельности»
15:30-16:00
15:30-16:00
Новые театралы. Актуальные тенденции динамики театральной аудитории
Ушкарев Александр Анатольевич, (Москва) главный научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва). Доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент. Профессор Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова)
16:00-16:30
16:00-16:30
Концепция развития театрального дела в России на период до 2030 года
Сундстрем Лев Геннадьевич (Санкт-Петербург), заведующий кафедрой продюсерства в области исполнительских искусств продюсерского факультета РГИСИ.
16:30-17:00
16:30-17:00
Особенности правового положения театров: почему важно выйти из сегмента оказания государственных (муниципальных) услуг
Музычук Валентина Юрьевна (Москва), заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, профессор продюсерского факультета Школы-студии МХАТ, главный научный сотрудник ГИИ.
17:00-17:30
17:00-17:30
Театр: урбанистика и футурология
Учитель Константин Александрович (Санкт-Петербург), профессор кафедры продюсерства в области исполнительских искусств РГИСИ.
17:30-18:00
17:30-18:00
Вопросы и ответы, обсуждение
5. «Говорим про деньги: экономика инклюзивной среды в театре и вне его стен»
12.00
Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького

Куратор — Варвара Коровина


12.00-12.25
12.00-12.25
Театр «Недослов» - уроки выживания. Как мы стали сильнее.
Сергей Бидный (Москва), директор театра неслышащих актёров "Недослов".
12.25-12.50
12.25-12.50
Разномасштабные проекты общественной организации «Круг» — критерии успешности
Елена Попова (Москва), куратор проектов общественной организации «Круг» (РОО СТР «Круг»): Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр», Ежегодный фестиваль «Протеатр» и др.
12.50-13.15
12.50-13.15
Цифровизация социальной поддержки глухих на примере международного проекта SOL (Сурдо-онлайн)
Алексей Мельник (Москва), социально-технологический предприниматель, эксперт в области инноваций.
13.15-13.40
13.15-13.40
Финансовая модель инклюзивного театра
Олеся Овчинникова (Москва), партнёр и продюсер инклюзивного кино-театрального проекта «ВзаимоДействие».
13.40 - 14.05
13.40 - 14.05
Доклад Яндекс
14.00-15.00
14.00-15.00
Обед
15.00-15.30
15.00-15.30
ЗАживое. Инклюзивная студия при театре и музее: как менялась финансовая модель
Елена Возмищева (Екатеринбург), куратор инклюзивных программ Президентского центра Б. Н. Ельцина, продюсер театрального проекта «ЗАживое» и художественной лаборатории «ЗАрисовки», независимый менеджер инклюзивных проектов в сфере искусства.
15.30-16.00
15.30-16.00
«Inclusive Dance» как устойчивый инфраструктурный проект
Леонид Тарасов (Москва), директор Центра «Одухотворение», председатель оргкомитета Международного фестиваля Inclusive Dance, член президиума Всемирной ассоциации инклюзивного танца, кандидат педагогических наук.
16.00-16.30
16.00-16.30
Театральные проекты фонда «Антон тут рядом»
Дарья Захарова (Санкт-Петербург), тьютор подросткового проекта фонда «Антон тут рядом», со-куратор театрального проекта с подростками с РАС.
16.30-17.00
16.30-17.00
Цирк не заканчивается: инклюзивные проекты «Упсала-Цирка»
Соня Дьяченко (Санкт-Петербург), руководитель проектов для детей с особенностями развития и инклюзивных проектов «Упсала-Цирка».
17.00 -17.30
17.00 -17.30
Конкурс грантов Благотворительного фонда «Анастасия» для инклюзивных театров и инклюзивных проектов, ставящих детские спектакли, 2021-2022
Анастасия Юрьева (Москва), директор благотворительного фонда «Анастасия»
17.30-18.00
17.30-18.00
Проект «Искусство вслух»
Сбербанк
6. «Радикальное воображение в театральном менеджменте»
12.00
Театральная лаборатория КукLab
(Смоленская ул., д. 10)

Открытая секция — кейсы от слушателей,
модератор Александр Шумилин


7. «Программы лояльности и развитие аудитории»
12.00
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского
и Вл. И. Немировича-Данченко

(ул. Большая Дмитровка, 17)

Куратор — Олег Соколов


12:00-12:55
12:00-12:55
Музей «Гараж»
Карта GARAGE
Егор Санин (Москва), руководитель департамента по работе с аудиторией Музея современного искусства «Гараж»
Инклюзивная программа гаража
Людмила Лучкова (Москва), менеджер отдела инклюзивных программ по работе с глухими и слабослышащими посетителями Музей «Гараж»
13:00-13:35
13:00-13:35
Пермская опера. Уникальный зрительский опыт зачем он нужен: «Как делать для одного, а заинтересовать тысячи»,
Наталья Овчинникова (Пермь), руководитель PR-отдела Пермского театра Оперы и Балета
13:40-14:15
13:40-14:15
РАМТ. Клуб для тех кому мало просто быть зрителем
Софья Апфельбаум (Москва), директор театра РАМТ
14:15-15:00
14:15-15:00
Обед
15:00-15:35
15:00-15:35
Театр горожан: что такое, почему стоит делать и не бояться
Татьяна Медюх, директор по развитию АНО «Центр реализации творческих проектов «Инклюзион»
15:30-16.20
15:30-16.20
Сообщество которое создает театр
Георг Жено (Германия), Немецкий режиссёр, актёр, один из создателей экспериментального театра «Театр.doc»
16:20-18:00
16:20-18:00
ЦИМ
Многоуровневая программа лояльности Социальное многообразие, абонементы, встречи, лекции, карты, кружки, закрытые предложения, повышение лояльности c помощью CRM
Соколов Олег (Москва), руководитель отдела маркетинга Центра имени Вс. Мейерхольда
Инклюзия в театре как инструмент лояльности
Софа Кругликова (Москва), PR-менеджер Центра имени Мейерхольда
8. «Театральные фестивали: история в движении. Что, где и зачем объединяем?»
12.00
Точка кипения

(Малый Конюшковский переулок, д. 2, 3 этаж)

Куратор — Кристина Матвиенко

12.00 - 14.30
12.00 - 14.30
Доклады
ФЕСТИВАЛЬ КАК ДВИГАТЕЛЬ ДВИЖУХИ
«Метадрама»: как же вам повезло
Виктория Костюкевич (Владивосток), Программный директор фестиваля современной драматургии «Метадрама»

Вика Костюкевич пишет пьесы (называет себя «драматург-интроверт») и дружит с «новой драмой». Но у себя в городе, возможно, самом красивом в РФ, она делает фестиваль шире, чем драматургия, и больше, чем театр. Как менеджер она критична к себе («мне не хватает теоретической подкованности») и беспощадна («беру на себя много ответственности и падаю в пропасть всяких организационных штук»). Фестиваль Вика делает вместе с командой из Театра молодежи Приморского края: «Будет честно сказать, что у каждого из нас свои личные причины организовывать фестиваль, но мы не поднимаем этот вопрос и стараемся принимать друг друга любыми». Жизнь «Метадрамы» меняется: «Первый фестиваль выглядел странно: всё выглядит странно, что стоит сто тысяч рублей», а в этом году в программе «перформансы драматургов, ведь сколько художников, столько и представлений о том, какой бывает театр». Меняется ли жизнь города вокруг фестиваля?
«Точка доступа»: зачем была раньше и чем стала сейчас?
Филипп Вулах (Санкт-Петербург), Директор фестиваля «NET — Новый Европейский Театр» (Москва), директор Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» (Санкт-Петербург), доцент кафедры продюсерства РГИСИ.

Первый большой российский фестиваль outdoor был придуман из-за желания выйти из депрессии и не увлечь с собой на дно дюжину едва родившихся независимых театров. Получилось даже больше: «Точка доступа» привлекла интерес живой и молодой аудитории со всей страны. Фестиваль, команда которого работает горизонтально, инициирует новые проекты, знакомит молодых художников с зарубежными «мастерами», органично улавливает актуальные повестки и организовывает продуктивную среду. Один из самых продвинутых, цивилизованных и интересных контентов в российском театре обитает здесь. Как удалось выработать такую гибкую, но устойчивую идентичность?
Фестиваль как объект дополнительной туристической привлекательности города/региона
Артур Григорянц (Москва), Генеральный продюсер Международного фестиваля искусств «Вдохновение»

Международный фестиваль искусств «Вдохновение» — одно из важнейших событий ВДНХ, среди задач которого — повышение туристической привлекательности огромной территории, ассоциирующейся с имперским советским стилем, а сегодня превращающейся в открытое для горожан место пересечения отдыха, культуры и инновационных практик искусства, в том числе и театрального. Как сделать так, чтобы о фестивале и месте его проведения знали многие, чтобы туда стремились попасть — и чтобы оно зажило по-настоящему интересной, лишённой границ жизнью? Как привлечь не только фестивальных завсегдатаев и жителей региона, но и людей из других мест? Как сделать фестиваль визитной карточкой города? Как построить город-сад внутри мегаполиса?
ФЕСТИВАЛЬ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО «ЛУЧШЕГО»
Театр на экспорт?
Тамара Арапова, Руководитель международных проектов фестиваля «Золотая Маска» (Москва)

Russian Case проводится в рамках Фестиваля «Золотая Маска» с 1999 года и адресован иностранным гостям «Золотой Маски»: директорам фестивалей, продюсерам, менеджерам и критикам. Афиша Russian Case включает спектакли, которые участвуют в конкурсной программе «Золотой Маски», а также яркие премьеры текущего сезона. Программу формируют театральные критики. Основная цель кураторов Russian Case — представить картину современного российского театра театральным специалистам со всего мира.

Практическими результатами Russian Case становятся совместные проекты, публикации в иностранных СМИ, участие российских спектаклей в международных фестивалях, приглашения режиссёров на постановки, перевод современных пьес на иностранные языки.

Задача — продвижение, популяризация и в широком смысле информирование. Отсюда и принцип — брать не то, что можно вывезти, а то, что интересно, важно, репрезентативно сегодня.

У Russian Case каждый год новый куратор. Организаторы знают про всё предыдущее (что вызвало интерес, а что нет, что обсуждалось и не надо повторять, а что хорошо бы продолжить или заново инициировать) и следят за тем, что нового в России, а что — за её пределами, где заимствования, а где интерпретация, и такая вольная, что ни на кого не похожа. То есть организаторы отвечают за неповторяемость, а кураторы — за неповторимость.
14.30 - 15.30
14.30 - 15.30
Обед
15.30 - 18.00
15.30 - 18.00
Доклады
ФЕСТИВАЛЬ КАК МЕСТО В ГОРОДЕ/НА ОСТРОВЕ И «О ГОРОДЕ/ОБ ОСТРОВЕ»
Фестиваль как исследование города и его сообщества
Ксения Протосевич (Ростов-на-Дону), Продюсер проектов Фонда VAC, в прошлом - заместитель директора по развитию "Театра 18+"

Как могут взаимодействовать культура и город?

Концепция сайт-специфик-фестиваля "Трансформация" подразумевала работу с мифами города, его культурной памятью и идентичностью. Продюсер фестиваля Ксения Протосевич расскажет о ростовской попытке исследования местного сообщества и поговорит о том, что получилось, а что нет, и почему.
Фестиваль как дизайн локальной среды
Оксана Ефременко (Новосибирск), Арт-директор Международного театрального фестиваля «Хаос»

Создание нового фестиваля в Новосибирске – это одновременно продолжение большой фестивальной традиции города и необходимость выйти за её границы. Главным отличием фестиваля «Хаос» от существующих форматов стали большая превью-программа и арт-резиденция, вовлекающие горожан в театральную коммуникацию. Это могут быть иммерсивные спектакли в нетеатральных локациях, лекции, зрительский клуб, участие жителей Новосибирска в создании театральных проектов резиденции «Хаоса» – в течение нескольких месяцев и под руководством кураторов. Какие проблемы возникают в программировании фестиваля-продуцирующей площадки? Как услышать потребности города? Какие инструменты теоретического осмысления есть для нашей работы?
Сайт-специфик фестивали: как валять дурака и получать удовольствие, радуя окружающих
Артём Силкин (Казань), Директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город».

Фонд «Живой город» проводит фестивали и лаборатории разных форматов и свойств. Что такое «Живой город», какова специфика сайт-специфика, как создается контент и как его пиарить, как всё организовывается, откуда деньги, как работать со стейкхолдерами — Артём Силкин расскажет практически про всё.
ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ НОВОГО ИСКУССТВА, ЛОКАЛЬНОГО КОНТЕКСТА ИЛИ КОНСОЛИДАЦИИ СИЛ
БТК. generation: горизонтальность и создание новых экосистем внутри театра
Наталия Сергеевская (Санкт-Петербург), «БТК. generation»

БТК. generation вырос из желания ковать в городе новые кадры для будущего и создавать коммуникации между молодыми художниками разных стилей, техник и голосов. В сознании аудитории БТК связан с детским зрителем; детей и подростков берёт в союзники и БТК. generation, смотр острого и свободного искусства без ограничения контента и форматов. Как это получается? И что завтра?
«Воронежский кейс»: в правильном месте и в правильное время
Раиса Ждан (Воронеж)

«Воронежский кейс» — проект, цель которого — показать возможности воронежских театров фестивальным отборщикам, — появился в 2020 году как ответ на закрытые границы и отсутствие зарубежных спектаклей в программе Платоновского фестиваля. Оказалось, что в условиях пандемии другие российские фестивали тоже перестроились и сфокусировались на поиске участников из регионов. Всё сошлось, и воронежские спектакли поехали на фестивали. Как будет развиваться экспорт локального дальше?
«Noname»: международный фестиваль, продвигающий ценности культурного многообразия
Елена Ковальская (Москва), Директор Театрального центра имени Вс. Мейерхольда

Международные фестивали, как правило, представляют западный театр и известных мастеров. Фестиваль «Nоname» взялся дополнить театральную картину мира экспериментальным театром Средней Азии, национальных республик РФ, инклюзивным театром. Содержание фестиваля 2021 года — постсоветский мир. Принцип — многообразие, равенство, инклюзия. В программе — 11 спектаклей художников, которые живут в Бишкеке, Алматы, Казани, Нижнем Новгороде, Берлине и действуют на границах культур. Принципы фестиваля диктуют и его форму: это форум, на котором команды показывают свои работы, смотрят чужие, участвуют в дискуссиях днём, а вечером знакомятся ближе в фестивальном клубе.
9. «Креативные индустрии»
12.00
Булгаковский дом

(Большая Садовая ул., 10)

Куратор — Александрина Шаклеева

12.00. – 13.00
12.00. – 13.00
Не соперничество, а содружество: театр как сектор креативной экономики
Александрина Шаклеева (Тюмень), руководитель Молодёжного театрального центра «Космос».

Как развивается театр в эпоху креативной экономики и как он влияет на социокультурный уровень городов? Поговорим о креативной экономике в мире и в России, а также рассмотрим различные кейсы коллаборации с другими сферами не только искусства, но и бизнеса.
13.15. – 13.45
13.15. – 13.45
Креативность, технологии и современное искусство
Юлия Саначина (Тюмень), руководитель мультицентра «Контора пароходства» и Всероссийского фестиваля уличного искусства «Морфология улиц».

Рассмотрим примеры вовлечения зрителей/жителей города в многообразные художественные практики. Определим, является ли театр частью современного искусства. Какова роль зрителя в современных практиках: наблюдатель или сотворец?
14.00. – 14.50
14.00. – 14.50
Игра на развитие креативного мышления
14.50 – 15.30
14.50 – 15.30
Обед
15.30 – 16.30
15.30 – 16.30
Театр как инициатор синтетических проектов. Способы проектирования уникальных взаимодействий. Среда и театр.
Лилит Шеина (Санкт-Петербург), арт-директор спецпроектов Большого Детского фестиваля, лидер художественной группы Intervallo lucido, арт-директор Poster bar, режиссёр, актриса.
1. Что такое синтетические проекты? Варианты модификаций на сегодняшний день.
2. Достижение каких результатов становится целью подобной деятельности?
3. Что такое «пространственная драматургия»?
4. Специфика подбора команд.
5. Структура проектов.
6. Синтетические проекты и монетизация. Оптимизация смет.
7. Обстоятельства и контексты.
8. Художественная группа Intervallo lucido, примеры проектов.
9. Театральная доставка «БДФквест», разбор кейса.
10. Проектирование и коммуникации будущего.
16.40. – 18.00
16.40. – 18.00
Генерация идей проектов
10. «Новые формы театра»
12.00
Государственный центральный театральный музей имени
А. А. Бахрушина

(ул. Бахрушина, 31/12 основное здание)

Куратор — Алексей Платунов

12.00 - 12.30
12.00 - 12.30
Идеология и практика новых театральных форм
Алексей Платунов (Санкт-Петербург), куратор Спонтанной и Основной программ VI Летнего фестиваля искусств «Точка доступа». Советник художественного руководителя Александринского театра.
12.40 - 14.00
12.40 - 14.00
Точка доступа. Полевые работы
Ксения Малекина (Санкт-Петербург), директор «Небольшого драматического театра Льва Эренбурга» (с 2012). Руководитель продюсерской службы международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа» (с 2015).
14.10 - 15.30
14.10 - 15.30
Дёшево-сердито VS Дорого-богато: как технологии определяют формат
Даниил Пиктурный (Москва), продюсер, режиссёр и сценарист.
15.40 - 16.50
15.40 - 16.50
Север помнит: интеграция новых театральных форм в гостеатр
Анастасия Малевинская (Архангельск), заместитель художественного руководителя Архангельского молодёжного театра Виктора Панова (с 2020).
17.00 - 18.00
17.00 - 18.00
Обыкновенное чудо: как новые форматы рождаются из простых взаимных действий
Александра Мун (Москва), член творческого объединения «Театр Взаимных Действий». Продюсер спектаклей «Музей инопланетного вторжения», «Правдивая и полная история Джека Потрошителя», «Университет птиц».